История создания Центра экспертиз имени А. Бенуа

История создания Центра экспертиз имени А. Бенуа

Идея создания научно-исследовательского независимого Центра экспертиз родилась в 2015 году и воплотилась в жизнь спустя два года. В марте 2017 года мы официально объявили об открытии. Над разработкой и реализацией концепции работали ведущие специалисты в области арт-экспертизы, признанные не только в Петербурге, но и за рубежом. Среди них, например, Елена Владмировна Нестерова, выступающая основным экспертом по русской живописи европейских аукционных домов и преподающая в Санкт-Петербургском Государственном Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина.

Симбиоз искусства, технологий и криминалистики

Экзистенциальный феномен создания произведения искусства был мне интересен всегда, и после 12 лет карьерного пути в области инноваций, технологий и стратегического развития я радикально поменял свою жизнь, получив искусствоведческое образование и сменив профессиональную область.

Процесс арт-экспертизы — это симбиоз знаний в области искусства, инноваций, криминалистики и интуиции. Проект нашего Центра невозможно назвать статичным: область знаний в сфере химии, физики и высоких технологий постоянно расширяется, и мы не отстаем от мировых реалий.

Так, например, Центр является единственным учреждением в России, который обладает исключительным правом датирования предметов искусства на территории Российской Федерации с использованием изотопного метода — исследования с помощью техногенных изотопов стронция-90 и цезия-137.

Как правило, экспертиза преследует целью определение авторства, периода создания, состава использованных при создании предмета материалов, иными словами — атрибуции.

Технологический аспект

Технико-технологическое исследование заключается в анализе материалов, использованных при создании предмета искусства. Если говорить о живописи, то в анализ включена оценка всей живописно-пластичной системы: пигментов, состава холста, подрамника. Для каждого вида искусства требуется своя технологическая база оборудования. Но есть и универсальные методы и средства исследования. К ним мы относим рентгенофлуоресцентный метод. Лаборатория Центра оснащена спектрометром X-Art-M, специально разработанным для исследования произведений искусства любого размера и формы. С помощью неразрушающего элементного анализа в диапазоне от магния до урана исследуются лакокрасочные покрытия, грунты, различные виды бумаги, металлы, керамика и другие материалы.

Благодаря этому прибору мы можем с огромной долей вероятности говорить о химическом составе веществ, которые использовались в создании произведений живописи. Например, о пигментах, свинцовых белилах или спектральном кобальте.

Изучив пигмент живописного полотна, мы получаем возможность периодизации произведений искусства: пигменты и краски эволюционируют всю историю существования визуального искусства и соответствуют состоянию химических технологий своего времени.

Например, красный кобальт вошел в живописную практику лишь в начале ХХ века. Таким образом, его присутствие в составе материалов произведения искусства — маркер периода.

Атрибуция декоративно-прикладных произведений искусства осуществляется благодаря анализу химического состава покрытия, сплавов и их пропорций.

После технико-технологического анализа и на базе полученных благодаря ему знаний начинается искусствоведческое исследование, или композиционно-стилистическая оценка.

Искусствоведческое исследование

У каждого художника есть свои характерные особенности, например, манера письма, особенности построения композиции, индивидуальный подход в использовании кроющих лаков. Все эти характерные черты искусствовед выявляет и, закончив свой этап исследования, может ответить на вопрос, имеет представленная работа отношение к предполагаемому художнику или нет. Выдвинув гипотезу, мы анализируем полученные данные в сравнении с известными и признанными образцами. Только завершив оба этапа работы, мы можем с уверенностью констатировать авторство и завершить атрибуцию.

Команда Центра

Эксперта, изучающего композиционно-стилистические особенности предмета искусства, интересует феномен художника, творческий замысел. Химика или технолога, работающего в лаборатории над определением состава материалов, использованных при создании произведения, — феномен искусства с точки зрения методов и средств.

В нашем Центре каждый эксперт, вне зависимости от его специализации, произведения, осознает культурное, эстетическое и историческое значение произведений, с которыми работает, а это, на мой взгляд, гарант максимальной вовлеченности в работу и бережного отношения к каждому объекту исследования.

 

Читают также

Федор Захаркин — о технологической экспертизе в интервью телеканалу НТВ
10.07.2017
Федор Захаркин — о технологической экспертизе в интервью телеканалу НТВ
В начале июня 2017 года на телеканале НТВ, в рамках цикла «Новые русские сенсации», вышла программа «Тайная страсть миллиардеров».
«Пятый канал» рассказал телезрителям о рынке арт-подделок сегодня
01.07.2017
«Пятый канал» рассказал телезрителям о рынке арт-подделок сегодня
Приглашенным экспертом «Пятого канала» стал исполнительный директор Центра научной экспертизы им. А. Бенуа Федор Захаркин. Информационным поводом программы стало переиздание сводного каталога подделок произведений искусства авторства Владимира Рощина.
Исполнительный директор Центра научной экспертизы имени А. Бенуа выступил на юридическом форуме
01.06.2017
Исполнительный директор Центра научной экспертизы имени А. Бенуа выступил на юридическом форуме
21 ноября 2016 года в Главном штабе Государственного Эрмитажа под эгидой Петербургского Международного Юридического Форума прошла конференция «Регулирование арт-рынка».
Датирование произведений искусства по пигментам и связующим
17.08.2017
Датирование произведений искусства по пигментам и связующим
Технический прогресс всегда способствовал развитию искусства. Открытия в области химического производства естественным образом влияли на материалы, к которым обращались художники. Андрей Васильевич Крусанов занимается в Центре экспертиз им. А. Бенуа физико-химическими исследованиями произведений искусства. Он рассказал о методах анализа пигментного состава красочного слоя картин, и как при помощи методов датирования можно определить подлинность того или иного полотна.