СИНЕРГИЯ НАУКИ И ИСКУССТВА В ПРОФЕССИИ ЭКСПЕРТА

Мастерство изготовления копий и подделок имеет давнюю историю, идущую в одном строе с созданием ценных произведений искусства. Технология определения подлинности произведения подразумевает физические и химические методы: от осмотра полотна в различных условиях освещения до детального исследования компонентов пигментов и связующих на хромато-масс-спектрометре. Подробнее о процессе, балансирующем на границе искусства и науки, нам рассказал эксперт научно-исследовательского независимого Центра экспертиз имени А. Бенуа Сергей Дмитриевич Колюбакин.


Сергей Дмитриевич, расскажите подробнее о физической методологии экспертизы по определению подлинности произведения искусства?
Физические методы появились достаточно давно: технология основана на фундаментальном описании материалов, веществ и изделий. Данный метод не предполагает получение неоспоримых конечных результатов, но является первостепенным. В качестве необходимого инструментария используются лупа и микроскоп. На первом этапе физического исследования объект фотографируют в различных ракурсах и с применением макросъемки. Затем произведение искусства подробно рассматривают под микроскопом, в том числе подпись автора, по которой, кстати, опытные и компетентные искусствоведы уже могут определить оригинальность полотна.

Затем специалисты рассматривают картину в различных условиях освещения. Эти методы визуализации зависят от длин волн и угла падения света. Например, ультрафиолет показывает наличие поздних реставраций (возраст лака и нарушение его структуры). Под ультрафиолетовым светом можно определить тип употребляемых белил: дата происхождения свинцовых белил неизвестна, цинковые появились в России середина XIX века, как и более редкий литопон (сульфид цинка с сульфатом бария, получаемый взаимоосаждением веществ), титановые во второй половине ХХ века.

Другие виды белил – сурьмяные, марганцевые, вольфрамовые – встречаются категорически редко и используются для специфических задач. К тому же в своей практике я никогда не встречал краски, изготовленные, к примеру, на уране или празеодиме, хотя они и существуют.


Почему художники редко используют данные виды белил? Причина в стоимости материала?

Да, причина и в высокой цене, и в отсутствии суровой необходимости. К тому же последние 150 лет художники экспериментируют с техниками, а не красками. Подумайте, зачем озадачивать себя поиском масла и пигмента, перетирать их, если нет в наличии подмастерьев, которые будут грунтовать холсты и мешать краски. Холсты, подрамники, готовые краски – все можно приобрести. Кстати, самостоятельное изготовление красок – это иногда признак подделки.  

Вы сказали «практически»: значит ли это, что способ все-таки существует?

Можно добиться уровня подделки, при котором будет очень сложно определить датировку произведения: не хватит чувствительности приборов. Однако такого соответствия можно добиться на большом участке полотна, на микроскопическом – нет. Связующее красок маркирует время создания произведения. Это как янтарь, в котором на веки заключена муха. Вам не удастся создать искусственный янтарь с насекомым, жившем сотни лет назад, только подделать. Связующее вещество – единственное, что практически невозможно подделать в картине. С годами оно необратимо изменяется: белки сворачиваются, масла иссыхают.


Связующие XV и XVIII веков практически неразличимы. Масляная живопись появилась в эпоху Возрождения – при Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэле. Высыхающие масла легко полимеризуются и сравнительно быстро высыхает. Традиционно используются 3 вида высыхающих масел: льняное, ореховое (грецкий орех) и маковое, реже тунговое, которое в чистом виде высыхает очень быстро, но даёт непрозрачную плёнку в виде морозного узора. Масла применяются уже много сотен лет, поэтому только на основе их высыхания, степени полимеризации, а также наличии различных примесей можно сделать выводы о времени написания картины, для чего используются высокочувствительные физико-химические методы исследования.

В основном, поддельщики знакомы с историей создания и применения пигментов. Они Опытные поддельщики, как правило, знакомы с историей создания и применения пигментов. Они осведомлены, что фталоцианиновые пигменты существуют с середины 30-х, а титановые белила появились гораздо позднее (пигмент долго приводили к искомому белому тону). Но история многих других пигментов менее известна, состав некоторых из них изменялся со временем. Так, например, фиолетовый кобальт в XIX веке готовился на основе арсенатов, а позднее его стали производить на основе фосфатов.

Вернемся к методологии в экспертизе, в частности, к химическим методам, о которых Вы сейчас упомянули. Картину осмотрели, сфотографировали, изучили под микроскопом и ультрафиолетовыми лучами, что дальше?

Обычно произведение искусства исследуется по двум направлениям: искусствоведение и материаловедение. Это комплекс концептуального и технического исследования. К сожалению, в российской практике экспертиза ограничивается зачастую заключением искусствоведа. Наш центр экспертиз проводит полное исследование и позиционируется на комплексе высокоточных методик по изучению материалов, к примеру, мы активно применяем газовую хроматографию и масс-спектрометрию. Этот метод был определен всего лишь в конце 60-х годов в Европе: требовалась серьезная компьютерная поддержка. В России первые приборы подобного уровня появились в 80-м году: катализатором стала Московская Олимпиада. 

Аппаратура позволяет с очень высокой скоростью сканировать состав раствора пробы с полотна и определять десятки, сотни компонентов. Хроматограмма отражает состав летучих компонентов и перешедших в раствор компонентов пробы. Летучие вещества – это компоненты связующих, производные некоторых пигментов и многие другие вещества, вольно или невольно являющиеся компонентами пробы. Например, природное масло – это жир, сложный эфир глицерина и жирных кислот – пальмитиновой, стеариновой, олеиновой, линолевой, линоленовой, маргариновой и др. Я разрушаю жир, «вытаскиваю» из него все эти компоненты в виде их летучих производных и рассматриваю их по отдельности на предмет наличия продуктов полимеризации масла.

Какие способы искусственной полимеризации связующего вещества существуют?

Основные  из них - нагревание и облучение ультрафиолетом. Естественная полимеризация происходит при аналогичных условиях, но мягко и продолжительным течением времени. Существуют способы отличить естественное медленное старение в течение десятков и сотен лет от ускоренного, вызванного жёстким кратковременным воздействием.

Каким образом происходит забор материала для пробы: метод несет разрушение целостности картины?

Вы правы, некоторые исследовательские технологии связаны с разрушением полотна: например, специалист делает поперечный срез (шлиф) всех слоев и забирает материал. Так проводится исследование произведения искусства, которое неоднократно переписывалось и обновлялось, с целью его дальнейшей значительной реставрации. Однако применяются и тонкие, малоразрушающие методы, на которых я специализируюсь. В нашем центре я – единственный человек, который может взять микропробу. Мы не разрушаем физическую природу объекта: необходимо под микроскопом взять микроскопический кусочек полотна, а после чего можно, при необходимости, провести микрореставрацию.


Продолжительность определения подлинности произведения?

Моя работа подразумевает наличие терпения: длительная сложная пробоподготовка, на этапе которой иногда приходится изощряться, чтобы обеспечить наличие всех компонентов органического связующего в конечной хроматограмме. И дальнейший перевод пробы в раствор в свою очередь может длиться от часа до нескольких дней. Так в природном масле, при соблюдении всех тонкостей, я увижу компоненты жиров, белков, сахара, стероиды, растительный ситостерол, если добавлялся животный жир (яично-белковая темпера), отслежу холестерин. 

Каким образом утилизируются пробы? 

Они высыхают. Современные методы исследования и современное оборудование не требуют каких-либо макроработ. Максимум, с чем я могут столкнуться, – необходимость очистить источник с применением специализированного растворителя. Данный органический слив потом используется в технических целях. 

Сергей Дмитриевич, Ваша сфера страдает от отсутствия компетентных сотрудников?

Скорее от ограниченного количества специалистов, которые, в принципе, попадают в профессию. В первую очередь люди, связанные с искусством, получают образование искусствоведов, соответственно. В моей специальности не хватает теоретической базы и практических пособий: в основном, специализированная литература посвящена истории масел, лаков и пигментов, но не их метаморфозам под воздействием естественных или искусственных условий. К тому же мы работам на ультрасовременном оборудовании и в сугубо научной области, что априори подразумевает определенный аналитический склад ума и непоколебимое терпение. 


Читают также

Федор Захаркин — о технологической экспертизе в интервью телеканалу НТВ
10.07.2017
Федор Захаркин — о технологической экспертизе в интервью телеканалу НТВ
В начале июня 2017 года на телеканале НТВ, в рамках цикла «Новые русские сенсации», вышла программа «Тайная страсть миллиардеров».
«Пятый канал» рассказал телезрителям о рынке арт-подделок сегодня
01.07.2017
«Пятый канал» рассказал телезрителям о рынке арт-подделок сегодня
Приглашенным экспертом «Пятого канала» стал исполнительный директор Центра научной экспертизы им. А. Бенуа Федор Захаркин. Информационным поводом программы стало переиздание сводного каталога подделок произведений искусства авторства Владимира Рощина.
Исполнительный директор Центра научной экспертизы имени А. Бенуа выступил на юридическом форуме
01.06.2017
Исполнительный директор Центра научной экспертизы имени А. Бенуа выступил на юридическом форуме
21 ноября 2016 года в Главном штабе Государственного Эрмитажа под эгидой Петербургского Международного Юридического Форума прошла конференция «Регулирование арт-рынка».
Датирование произведений искусства по пигментам и связующим
17.08.2017
Датирование произведений искусства по пигментам и связующим
Технический прогресс всегда способствовал развитию искусства. Открытия в области химического производства естественным образом влияли на материалы, к которым обращались художники. Андрей Васильевич Крусанов занимается в Центре экспертиз им. А. Бенуа физико-химическими исследованиями произведений искусства. Он рассказал о методах анализа пигментного состава красочного слоя картин, и как при помощи методов датирования можно определить подлинность того или иного полотна.