Изотопный метод в оценке послевоенной живописи
Оценить полотна послевоенных мастеров поможет изотопный метод
Акварель Константина Сомова и театральный эскиз Льва Бакста были названы самыми дорогими лотами аукциона Christie’s в июне 2017 года. Популярность русского искусства начала 20 века, в частности, художников «Мира Искусства», по мнению арт-эксперта и знатока русской живописи Елены Владимировны Нестеровой, — тренд, который будет развиваться и дальше. А значит, и количество реплик и перелицовок, выдаваемых за аутентичные полотна, будет расти именно среди имен, подаренных нам двадцатым веком. Мы изучили, как проходит экспертиза предметов искусства, попадающих в собрания коллекционеров.
Согласно сведениям ежегодного исследования ярмарки классического искусства TEFAF (The European Fine Art Fair), частные продажи на рынке оборота предметов искусства, по сравнению с аукционными, составляют 62,5 %. Часть крупных коллекционеров, собирающих редкие предметы искусства, предпочитает совершать свои сделки, избегая и аукционов, и огласки своих приобретений, другая часть совершает покупку через арт-дилера. Крупные аукционные дома всегда сопровождают свои лоты подробным и точным провенансом, в случае с личной продажей риск приобретения подделки возрастает, и функцию оценщика и исследователя берет на себя дилер или центр независимой экспертизы.
Всестороннее изучение арт-объекта
Комплексная экспертиза произведения искусства включает два этапа: искусствоведческий анализ и технико-технологическое исследование.
Подкованность арт-эксперта в жанре и направлении, которым принадлежит объект, — гарантия того, что произведение будет всесторонне изучено. Прежде всего, эксперт, если дело касается живописи, изучает под микроскопом подпись на полотне, технику автора. Далее происходит сравнение полученных данных со сведениями об эталонных музейных образцах и биографией художника.
Чем больше информации о произведении и чем релевантнее они текущим веяниям и запросам арт-рынка, тем оно дороже. «Приобретая или продавая картину, желательно отслеживать ее провенанс. Иногда во время исследования открываются интереснейшие истории. Бывает, приносят на экспертизу, скажем, женский портрет, перед тем как выставить на аукцион. Знают, что это полотно руки известного русского живописца, знают, в какой период было создано. Не понимают только одного: кто героиня. Здесь необходимо читать автобиографию художника, возможно, мемуары его друзей, заказчиков, изучать фотоматериалы по теме, если речь идет о конце XIX века. Так, распутывая историю произведения, можно выяснить, что героиня, скажем, известная княгиня. Безусловно, это значительно увеличит стоимость портрета», — рассказывает сотрудник Центра научной экспертизы имени А. Бенуа Елена Владимировна Нестерова.
Тонкости технико-технологического анализа
Технологический аспект определения подлинности или авторства предмета искусства подразумевает физические и химические методы: от изучения полотна с различных ракурсов под ультрафиолетовым освещением до расщепления материальных компонентов пигмента и связующего вещества на хроматографе и метода относительного датирования красочного слоя с помощью техногенных изотопов стронция-90 и цезия-137.
Многие подделки сегодня выполнены специалистами, разбирающимися как в истории развития материалов, так и в технике мастеров. Датировку материалов в копии, выполненной с использованием соответствующих нужному периоду материалов, сложно определить, однако с помощью анализа микроскопических участков полотна — вполне реально.
Изотопный метод арт-исследования
Период создания произведения маркируется связующим и пигментами. Связующее вещество — единственное, что практически невозможно подделать в живописи. Со временем оно безвозвратно меняет свою структуру: белки сворачиваются, а масла иссыхают.
Связующие XV и XVIII веков сегодня практически неразличимы, так как за столетия следы хрупких материалов практически полностью исчезли с полотен. А вот послевоенная живопись ХХ века носит на себе остатки трагических событий тех лет в химическом воплощении. Для оценки предметов искусства соответствующего периода будет уместным использование изотопного метода датирования, на сегодняшний день использующегося на территории России только в Центре научной экспертизы имени А. Бенуа.
Дело в том, что изотопы химических элементов стали частью состава природных объектов только в 1945 г., с началом ядерных испытаний. Исследования показали, что все масла и материалы, использующиеся в качестве связующего материала в художественных красках (ореховое и маковое масла, даммаровая смола, гуммиарабик, шеллак, яичный белок и т. п.) накапливают подобные изотопы, а значит, следы их присутствия будут заметны при технической экспертизе.
Искусствоведческий анализ
Безусловно, одни и те же нюансы технико-технологического исследования интерпретируются по-разному, в зависимости от личного пути автора предмета искусства, его отношения к материалам, использованным в создании шедевра. Поэтому каждый этап технологической оценки должен сопровождать эксперт-искусствовед, представляющий эпоху, в которой работал живописец, понимающий, мог ли художник написать подобную картину в этот период или нет, свойственны ли сюжет или герои произведения его творчеству.
Если ориентироваться на информацию о недавних аукционных торгах, прошедших в начале лета 2017 года, то тенденции покупок действительно смещаются в сторону стабильно растущих в цене послевоенных авторов или же классиков начала 20 века. И если десять лет назад популярность набирали новые имена, то сегодня акцент продолжает смещаться в сторону известных и зарекомендовавших себя с коммерческой точки зрения художников. Инвестиционно-привлекательные объекты искусства всегда были основной мишенью мошенников арт-рынка. А значит, чтобы снизить риск покупки подделки, и к экспертизе полотен узнаваемых мастеров нужно относиться с особым вниманием.