Конференция "Передовые достижения в области технико-технологической экспертизы для определения подлинности произведений искусства"
12 ноября 2018
25 октября в Москве в рамках деловой программы "44-ого Антикварного салона"в пресс-центре ЦДХ на Крымском валу состоялась конференция "Передовые достижения в области технико-технологической экспертизы для определения подлинности произведений искусства".
Ведущие специалисты НИН центра экспертиз имени А. Бенуа интересно и популярно рассказали о передовых научных методах технико-технологической экспертизы.
В выступлениях шла речь о рентгенофлуоресцентном анализе, позволяющем неразрушающим методом проводить экспресс-анализ произведений искусства, выявляя состав имеющихся в работе датировочных пигментов. Так, например, в 10-е годы ХХ века появился красный кадмий, позже были изобретены титановые белила, 60-е годы ознаменовались производством спектрального кобальта.
В свою очередь, полимеризованное масляное связующее является индикатором техногенного загрязнения окружающей среды и любые примеси, попавшие в красочный слой могут быть впоследствии идентифицированы с помощью газовой хроматографии и ик-спектроскопии. Это позволяет датировать произведение определенным временным периодом.
Еще один инновационный метод – изотопный. Он основан на определении в красочном слое картин техногенных изотопов (стронций-90 цезий-137), появившихся в окружающей среде после начала ядерных испытаний в 1945 году. С его помощью можно определить, время изготовления краски: до середины ХХ века или после нее.
Завершил череду выступлений доклад, посвященный экспертизе драгоценных камней. Геммологическая экспертиза определяет синтетические камни (до метода синтеза), имитации (до определения вещества) и облагороженные камни (до метода облагораживания). Зная, когда впервые был осуществлен синтез либо применен определенный метод облагораживания, а также разрабатывалось то или иное месторождение, можно установить временную границу, что позволяет в комплексе с искусствоведческим исследованием атрибутировать произведение ювелирного искусства.
В рамках мероприятия были совещены следующие темы:
«Современные тенденции в области технологического исследования произведений искусства на примере оптико-электронных методов и РФА» В.Ю. Торопов, эксперт-технолог.
«Достоинство одновременного применения ИК-спектроскопии и газовой хроматографии при исследовании масляной живописи» С.Д. Колюбакин, заведующий сектором аналитической химии, эксперт-технолог.
«Датирование произведений масляной живописи при помощи техногенных изотопов цезия и стронция» А.В. Крусанов, эксперт-технолог.
«Геммологическая экспертиза в составе комплексной экспертизы произведений ювелирного искусства» А.В. Вакшина, исполнительный директор, эксперт-геммолог, искусствовед.
Ведущие специалисты НИН центра экспертиз имени А. Бенуа интересно и популярно рассказали о передовых научных методах технико-технологической экспертизы.
В выступлениях шла речь о рентгенофлуоресцентном анализе, позволяющем неразрушающим методом проводить экспресс-анализ произведений искусства, выявляя состав имеющихся в работе датировочных пигментов. Так, например, в 10-е годы ХХ века появился красный кадмий, позже были изобретены титановые белила, 60-е годы ознаменовались производством спектрального кобальта.
В свою очередь, полимеризованное масляное связующее является индикатором техногенного загрязнения окружающей среды и любые примеси, попавшие в красочный слой могут быть впоследствии идентифицированы с помощью газовой хроматографии и ик-спектроскопии. Это позволяет датировать произведение определенным временным периодом.
Еще один инновационный метод – изотопный. Он основан на определении в красочном слое картин техногенных изотопов (стронций-90 цезий-137), появившихся в окружающей среде после начала ядерных испытаний в 1945 году. С его помощью можно определить, время изготовления краски: до середины ХХ века или после нее.
Завершил череду выступлений доклад, посвященный экспертизе драгоценных камней. Геммологическая экспертиза определяет синтетические камни (до метода синтеза), имитации (до определения вещества) и облагороженные камни (до метода облагораживания). Зная, когда впервые был осуществлен синтез либо применен определенный метод облагораживания, а также разрабатывалось то или иное месторождение, можно установить временную границу, что позволяет в комплексе с искусствоведческим исследованием атрибутировать произведение ювелирного искусства.
В рамках мероприятия были совещены следующие темы:
«Современные тенденции в области технологического исследования произведений искусства на примере оптико-электронных методов и РФА» В.Ю. Торопов, эксперт-технолог.
«Достоинство одновременного применения ИК-спектроскопии и газовой хроматографии при исследовании масляной живописи» С.Д. Колюбакин, заведующий сектором аналитической химии, эксперт-технолог.
«Датирование произведений масляной живописи при помощи техногенных изотопов цезия и стронция» А.В. Крусанов, эксперт-технолог.
«Геммологическая экспертиза в составе комплексной экспертизы произведений ювелирного искусства» А.В. Вакшина, исполнительный директор, эксперт-геммолог, искусствовед.