СИНЕРГИЯ НАУКИ И ИСКУССТВА В ПРОФЕССИИ ЭКСПЕРТА
Мастерство изготовления копий и подделок имеет давнюю историю, идущую в одном строе с созданием ценных произведений искусства. Технология определения подлинности произведения подразумевает физические и химические методы: от осмотра полотна в различных условиях освещения до детального исследования компонентов пигментов и связующих на хромато-масс-спектрометре. Подробнее о процессе, балансирующем на границе искусства и науки, нам рассказал эксперт научно-исследовательского независимого Центра экспертиз имени А. Бенуа Сергей Дмитриевич Колюбакин.
Сергей Дмитриевич, расскажите подробнее о физической методологии экспертизы по определению подлинности произведения искусства?
Физические методы появились достаточно давно: технология основана на фундаментальном описании материалов, веществ и изделий. Данный метод не предполагает получение неоспоримых конечных результатов, но является первостепенным. В качестве необходимого инструментария используются лупа и микроскоп. На первом этапе физического исследования объект фотографируют в различных ракурсах и с применением макросъемки. Затем произведение искусства подробно рассматривают под микроскопом, в том числе подпись автора, по которой, кстати, опытные и компетентные искусствоведы уже могут определить оригинальность полотна.
Затем специалисты рассматривают картину в различных условиях освещения. Эти методы визуализации зависят от длин волн и угла падения света. Например, ультрафиолет показывает наличие поздних реставраций (возраст лака и нарушение его структуры). Под ультрафиолетовым светом можно определить тип употребляемых белил: дата происхождения свинцовых белил неизвестна, цинковые появились в России середина XIX века, как и более редкий литопон (сульфид цинка с сульфатом бария, получаемый взаимоосаждением веществ), титановые во второй половине ХХ века.
Другие виды белил – сурьмяные, марганцевые, вольфрамовые – встречаются категорически редко и используются для специфических задач. К тому же в своей практике я никогда не встречал краски, изготовленные, к примеру, на уране или празеодиме, хотя они и существуют.
Почему художники редко используют данные виды белил? Причина в стоимости материала?
Да, причина и в высокой цене, и в отсутствии суровой необходимости. К тому же последние 150 лет художники экспериментируют с техниками, а не красками. Подумайте, зачем озадачивать себя поиском масла и пигмента, перетирать их, если нет в наличии подмастерьев, которые будут грунтовать холсты и мешать краски. Холсты, подрамники, готовые краски – все можно приобрести. Кстати, самостоятельное изготовление красок – это иногда признак подделки.
Вы сказали «практически»: значит ли это, что способ все-таки существует?
Можно добиться уровня подделки, при котором будет очень сложно определить датировку произведения: не хватит чувствительности приборов. Однако такого соответствия можно добиться на большом участке полотна, на микроскопическом – нет. Связующее красок маркирует время создания произведения. Это как янтарь, в котором на веки заключена муха. Вам не удастся создать искусственный янтарь с насекомым, жившем сотни лет назад, только подделать. Связующее вещество – единственное, что практически невозможно подделать в картине. С годами оно необратимо изменяется: белки сворачиваются, масла иссыхают.
Связующие XV и XVIII веков практически неразличимы. Масляная живопись появилась в эпоху Возрождения – при Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэле. Высыхающие масла легко полимеризуются и сравнительно быстро высыхает. Традиционно используются 3 вида высыхающих масел: льняное, ореховое (грецкий орех) и маковое, реже тунговое, которое в чистом виде высыхает очень быстро, но даёт непрозрачную плёнку в виде морозного узора. Масла применяются уже много сотен лет, поэтому только на основе их высыхания, степени полимеризации, а также наличии различных примесей можно сделать выводы о времени написания картины, для чего используются высокочувствительные физико-химические методы исследования.
В основном, поддельщики знакомы с историей создания и применения пигментов. Они Опытные поддельщики, как правило, знакомы с историей создания и применения пигментов. Они осведомлены, что фталоцианиновые пигменты существуют с середины 30-х, а титановые белила появились гораздо позднее (пигмент долго приводили к искомому белому тону). Но история многих других пигментов менее известна, состав некоторых из них изменялся со временем. Так, например, фиолетовый кобальт в XIX веке готовился на основе арсенатов, а позднее его стали производить на основе фосфатов.
Вернемся к методологии в экспертизе, в частности, к химическим методам, о которых Вы сейчас упомянули. Картину осмотрели, сфотографировали, изучили под микроскопом и ультрафиолетовыми лучами, что дальше?
Обычно произведение искусства исследуется по двум направлениям: искусствоведение и материаловедение. Это комплекс концептуального и технического исследования. К сожалению, в российской практике экспертиза ограничивается зачастую заключением искусствоведа. Наш центр экспертиз проводит полное исследование и позиционируется на комплексе высокоточных методик по изучению материалов, к примеру, мы активно применяем газовую хроматографию и масс-спектрометрию. Этот метод был определен всего лишь в конце 60-х годов в Европе: требовалась серьезная компьютерная поддержка. В России первые приборы подобного уровня появились в 80-м году: катализатором стала Московская Олимпиада.
Аппаратура позволяет с очень высокой скоростью сканировать состав раствора пробы с полотна и определять десятки, сотни компонентов. Хроматограмма отражает состав летучих компонентов и перешедших в раствор компонентов пробы. Летучие вещества – это компоненты связующих, производные некоторых пигментов и многие другие вещества, вольно или невольно являющиеся компонентами пробы. Например, природное масло – это жир, сложный эфир глицерина и жирных кислот – пальмитиновой, стеариновой, олеиновой, линолевой, линоленовой, маргариновой и др. Я разрушаю жир, «вытаскиваю» из него все эти компоненты в виде их летучих производных и рассматриваю их по отдельности на предмет наличия продуктов полимеризации масла.
Какие способы искусственной полимеризации связующего вещества существуют?
Основные из них - нагревание и облучение ультрафиолетом. Естественная полимеризация происходит при аналогичных условиях, но мягко и продолжительным течением времени. Существуют способы отличить естественное медленное старение в течение десятков и сотен лет от ускоренного, вызванного жёстким кратковременным воздействием.
Каким образом происходит забор материала для пробы: метод несет разрушение целостности картины?
Вы правы, некоторые исследовательские технологии связаны с разрушением полотна: например, специалист делает поперечный срез (шлиф) всех слоев и забирает материал. Так проводится исследование произведения искусства, которое неоднократно переписывалось и обновлялось, с целью его дальнейшей значительной реставрации. Однако применяются и тонкие, малоразрушающие методы, на которых я специализируюсь. В нашем центре я – единственный человек, который может взять микропробу. Мы не разрушаем физическую природу объекта: необходимо под микроскопом взять микроскопический кусочек полотна, а после чего можно, при необходимости, провести микрореставрацию.
Продолжительность определения подлинности произведения?
Моя работа подразумевает наличие терпения: длительная сложная пробоподготовка, на этапе которой иногда приходится изощряться, чтобы обеспечить наличие всех компонентов органического связующего в конечной хроматограмме. И дальнейший перевод пробы в раствор в свою очередь может длиться от часа до нескольких дней. Так в природном масле, при соблюдении всех тонкостей, я увижу компоненты жиров, белков, сахара, стероиды, растительный ситостерол, если добавлялся животный жир (яично-белковая темпера), отслежу холестерин.
Каким образом утилизируются пробы?
Они высыхают. Современные методы исследования и современное оборудование не требуют каких-либо макроработ. Максимум, с чем я могут столкнуться, – необходимость очистить источник с применением специализированного растворителя. Данный органический слив потом используется в технических целях.
Сергей Дмитриевич, Ваша сфера страдает от отсутствия компетентных сотрудников?
Скорее от ограниченного количества специалистов, которые, в принципе, попадают в профессию. В первую очередь люди, связанные с искусством, получают образование искусствоведов, соответственно. В моей специальности не хватает теоретической базы и практических пособий: в основном, специализированная литература посвящена истории масел, лаков и пигментов, но не их метаморфозам под воздействием естественных или искусственных условий. К тому же мы работам на ультрасовременном оборудовании и в сугубо научной области, что априори подразумевает определенный аналитический склад ума и непоколебимое терпение.